Женщина для меня-крылатое существо, но как дерево, вросшее корнями в землю.Это стремление к гармониии и невозможность её достичь.
Тема слияния человека и природы, их неразрывная связь и взаимопроникновение-самая звучащая в моём творчестве.
Понять душу цветка, передать красоту растений, их эмоции-в этом мой творческий поиск.
Многообразный и загадочный мир природы-бесконечный источник вдохновения.
Член Союза художников России.
Родилась в 1962 году в семье художника в г.Ярославле.
В 1982 году закончила Ярославское художественное училище.
С 1986 года работала в Ярославских художественных мастерских
над оформлением общественных интерьеров;тогда же появились
первые самостоятельные работы,выполненные в технике батика.
Постоянный участник выставок разного масштаба.
2007 год-персональная выставка"ШЁЛКОВЫЕ ФАНТАЗИИ",посвящённая
20-летию творческой деятельности (г.Ярославль)
Работы находятся в частных собраниях в России и за рубежом(Англии,Франции,Германии,США,Японии и др.)Участник Межрегиональной выставки "Единение" Нижний Новгород 2007г.
2008г-10-я региональная выставка г.Ярославль.
2008г. - "Расписываюсь - радугой небесной" (музей истории г.Ярославля.)Выставка ярославских художниц.
Выставка, посвящённая 75-летию Ярославского Союза художников.
2009-областная весенняя выставка.
2010-областная выставка графики.
Республиканская выставка "Ярославль тысячелетний".
12.12.2012г-персональная юбилейная выставка
Мой адрес: inflor@yandex.ru
телефон: 8(920)101-1467
ФЛОРИНСКИЙ НАРКИС ПАВЛОВИЧ (1934-1994гг)
Родился 31.07.1934 г. в г. Ярославле.
Умер 21.06.1994 г.
Детские работы, выполненные под руководством Б.И. Ефремова в изостудии Дворца пионеров, экспонировались на Всесоюзной выставке детского творчества (Москва, 1953), на международной выставке (Индия, 1950-е).
Окончил Ярославское художественное училище (1959), учился на графическом отделении Харьковского государственного художественного института (1959-1961).
Параллельно с учёбой пробовал себя в книжной графике, т.к. средств на существование не хватало. В связи с преклонным возрастом родителей и болезнью мамы учёбу пришлось оставить. Тогда же он увлёкся фотографией, в чешском журнале "Ревю" художественной и прикладной фотографии за 1963 год было опубликовано 9 его фоторабот. По просьбе главного редактора художник написал статью о взаимоотношении фотографии и графики.
1960год-активно работает в технике офорта и линогравюры ("Макарка"(ЯХМ), "Борисоглеб"). С этого времени активно сотрудничает с Верхне-Волжским книжным издательством, иллюстрирует книги ярославских писателей: В.Московкина "Тугова гора", Ю.Бородкина "Кологривский волк", А.Коноплина "Время дождей". Вего оформлении выходят книги и др. писателей, он иллюстрирует детские книжки (около 100 книг).
1960,1961-встречи с известным художником-графиком В.А.Фаворским, посещение его творческой мастерской.
1963-становится кандидатом в члены Союза художников СССР.
1964-творческая поездка с писателями на Рыбинское море. Создал замечательную серию линогравюр о рыбаках ("Рыбаки поволжья").
1965-работа в Доме творчества им.Д.Кардовского, групповая выставка произведений ярославских художников.
1967-завершает другую свою значительную работу-серию линогравюр "Ветлуга" и становится членом Союза художников СССР. Участник выставки "Большая Волга" (1967-1970).
(1969-1973)-творческое общение с керамистом-рестовратором А.Егоровым, увлечённое занятие керамикой.
1972-поездка в Прибалтику по Шишкинским местам, создание серии рисунков "Нарва", "Иван-город" и др.(флом., цвет.кар.).
1975-1980. Творч.поездка с художниками по Вологодской и Костромской обл., по рекам Сухоне, Тотьме и др.
1976-работа на творческой даче "Старая Ладога".
1980-поездка в Узбекистан, выполнение заказа для хлопкоочистительного комбината.Из этой поездки он привёз много живописных и графических работ ("Хива.Базар", "Девушка и ослик")
1978, 1981, 1085-работа в Доме творчества "Челюскинская". Вначале 1980-х создал серию экслибрсов "ИНФ", "Д.Поздняков" и др.
1985-создание серии офортов "Аллея", "Одуванчики".
(1988-1990)-работа в Доме творчества "Академическая дача". Активная переписка с известным писателем В.П.Астафьевым. В личной библиотеке Н.Флоринского есть книга с автографом писателя. В последние годы активно занимался живописью: "Брод у голубых родников", "Материнский край".
Персональные выставки-1984,1994.
Мемориальные выставки-2000, 2009.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Ярославля и области, во многих российских и зарубежных частных коллекциях (Япония, Англия, Франция, Германия, Финляндия, Польша, Венесуэлла, США и др.)
Природа и красота родного края была для художника бесконечным источником вдохновения.
Золотая страница
На художественном небосводе г. Ярославля стремительно появилась и взошла ослепительно яркая звезда художника Наркиса Павловича Флоринского. Это явление стало одним из самых значительных в жизни нашего Союза художников второй половины XX в. Оно сразу стало классическим и достигло общероссийской величины.
Уже при жизни о творчестве Наркиса Флоринского слагались легенды, и ходила масса слухов о его всевозможных приключениях, связанных с поездками по России. Всеобщее восхищение могучим художественным темпераментом виртуозного мастера, легко и свободно, с успехом и по-существу решавшего любую творческую задачу, вызывало широкое признание на выставках различного масштаба.
Всесторонне одаренный художник-романтик, глубокий проникновенный лирик, философ-мыслитель, приятный собеседник и увлекательный рассказчик, Наркис Павлович привлекал к себе многих людей своей открытой душой, простотой общения, искренностью, доступностью и готовностью в любой момент поделиться с другими радостью творческих успехов и секретами своего незаурядного мастерства. О таких художниках говорят: «Он родился с карандашом и кистью в руке». И, действительно, яркое наследие Наркиса Флоринского с лихвой подтверждает это. В каталоге выставки, посвященной 50-летию со дня рождения мастера, Т. Игнатьева писала: «Истоки искреннего, глубоко индивидуального творчества художника в присущем ему, особом, творческом видении действительности, виртуозном владении мастерством, умении проникать в глубокие сферы духовной жизни людей».
Неутомимый путешественник, страстный искатель новых образов и натурных впечатлений, он, наверное, прошел с рюкзаком, альбомом и фотоаппаратом и исколесил по разбитым дорогам полстраны. И везде его интересовали люди, их психология и душевный настрой, трудовые будни, а также родная и любимая природа, к которой, по словам Флоринского, необходимо обращаться очень бережно, подходить «на цыпочках».
Мне посчастливилось повстречаться с Наркисом Павловичем, когда он готовил очередную персональную выставку к своему юбилею. Он находился тогда в расцвете творческих сил и искал новые пути для своего художественного развития. Хорошо помню, как однажды в помещение Союза художников буквально влетел, ворвался худощавый, энергичный, глубоко взволнованный человек и сразу, с порога начал увлеченно рассказывать о своих новых впечатлениях и этюдах, привезенных из очередной поездки. Мастер сразу завладел нашим вниманием и покорил нас своим артистизмом, живой темпераментной речью, активным жестом. Острый и любознательный, пронзительно-проникновенный взгляд его глубоко посаженных глаз запомнился навсегда.
Замечательный художник родился 31 июля 1934 года в семье священнослужителя. Его отец, Флоренский Павел Александрович в начале XX века служил псаломщиком в церкви села Малахово Шаготской волости Даниловского уезда Ярославской губернии. Мама – Агриппина Дмитриевна (в девичестве Репина) - занималась домашним хозяйством. В 30-е годы, опасаясь репрессий из-за своих родственных связей со священником – отцом Павлом Флоренским, Флоринские вынуждены были изменить свою фамилию.
Послевоенный Ярославль с его шумными улицами, веселыми базарами, красавицей Волгой, криком чаек, дымком пароходов… Жилось тогда трудно, но счастливо.
С раннего детства мальчик страстно увлекался рисованием. Рисовал всегда, везде и на всем – клочках бумаги, обрывках газет и даже заборах. Тематика рисунков довольно простая: сражения времен войны, танки, пушки, самолеты, а также незатейливые уличные сценки из жизни города. В 12 лет Наркис поступил учиться в детскую студию городского Дворца пионеров к выдающемуся педагогу Борису Иванович Ефремову, который навсегда остался для него близким человеком и любимым учителем. Уже в 14 лет Наркис становится участником всесоюзной выставки детского творчества в Москве. Затем его работы экспонировались в Индии.
Стремление стать большим художником привело Наркиса к мысли о том, что ему необходимо изучать наследие великих мастеров. Насушив сухарей, жарким летом он пешком направился в Москву, но запасы провизии кончились в районе Красных Ткачей, поэтому ему пришлось вернуться домой, где его уже повсюду искали. За этот поход в Третьяковку он получил от отца хорошую трепку, но своей мечты не оставил. Через год на крыше вагона он сумел добраться до г. Александрова, и только третья попытка оказалась удачной.
В Москве Наркис ночевал в школе для одаренных детей на чердаке. Попав в Третьяковку, он с утра до самого закрытия часами внимательно рассматривал и изучал полотна великих русских мастеров. Таким образом формировался независимый, упорный и настойчивый характер будущего художника, преодолевавшего любые трудности на своем пути. В школу для одаренных детей его не взяли, так как он был переростком, а на экзамены в ярославское училище Наркис опоздал. Однако, взяв свои рисунки и акварели, юноша пошел на просмотр и был принят в училище без экзаменов ввиду своей исключительной одаренности. Наркису повезло с учителями. Рисунок в то время преподавал М.А. Кичигин, замечательный график, ученик К.А. Коровина и В.А.Серова, а живопись и композицию вел В.Н.Леонтьев. Учился он увлеченно и очень успешно. В это время Н.П. Флоринский был призван в ряды Вооруженных Сил на 3 года. В Армии им было сделано множество армейских зарисовок и портретов сослуживцев, которые печатались в журнале «Советский воин»: «Старший лейтенант А.Мащенко», «Ефрейтор Н.Зорькин», «Рядовой М. Майбасаров», «Выпуск стенгазеты» и другие.
Вернувшись домой, Н.П.Флоринский закончил обучение в 1959 году и поступил на графическое отделение Харьковского художественного института, где проучился всего 2 года, самостоятельно пройдя полный, четырехлетний курс обучения. Параллельно с учебой художник пробовал свои силы в книжной графике, так как средств на существование не хватало. В связи с болезнью матери и преклонным возрастом отца учебу в ВУЗе пришлось оставить. Самозабвенно предаваясь творчеству, Наркис Флоринский совершенствует свое мастерство: копирует работы старых мастеров, кропотливо изучает различные европейские школы, но основное внимание уделяет постижению секретов различных техник графики: ксилографии, линогравюры, литографии, офорта. Любимым видом искусства для него остается рисунок пером и кистью, которые он доводит до высокого уровня.
Очень важным для Н.П.Флоринского оказалось знакомство с академиком В.А.Фаворским, который высоко оценил дарование Наркиса и дал ему несколько полезных советов, разрешив, несмотря на тяжелую болезнь, посетить свою мастерскую.
Уже в ранних студенческих работах: картине «Старый город» (1952 г.) и рисунке «Тутаевский мужичок» (1953 г.), выполненных в художественном училище, нас поражает не только высокое техническое мастерство, но умение художника схватить и предельно правдиво, четко, реалистично и образно передать суть происходящего. Уже в 1960-е гг. молодой художник Наркис Флоринский становится одним из лучших графиков г. Ярославля. Его многочисленные мягкие, воздушные офорты и контрастные гравюры обращены к внутренней жизни происходящего.
Творческое наследие художника огромно и с трудом поддается обозрению. Сотни рисунков, акварелей, графических листов, живопись маслом и темперой, керамика и даже скульптура.
В течение 25 лет Наркис Павлович сотрудничает с Верхне-Волжским книжным издательством. Он оформляет и иллюстрирует детские книги советских писателей, повести и романы: «Тугова гора» В. Московкина, «Зоины товарищи» Е. Савинова, «Кологривский волок» Ю. Бородкина и другие. Иллюстрации в книгах не только органично сочетаются с авторской мыслью, но в тоже время являются яркими, вполне самостоятельными и звучными произведениями.
Остроту сюжета и умение по-режиссерски, крупно, с наплывом приблизить происходящее к зрителю, Н.П.Флоринский оттачивал в своем увлечении фотографией. Его высокохудожественные фотографии печатаются в знаменитом чешском журнале «Ревю художественной и прикладной фотографии», попасть на страницы которого было чрезвычайно трудно. Взаимоотношения фото и графики, их взаимовлияние и взаимопроникновение друг в друга, как искусства и визуального восприятия обобщено художником в статье «График и фотограф Н. Флоринский о графике и фотографии», публикация которой стала событием года в Ярославле.
В течение всей жизни Наркис Павлович черпал вдохновение в поэзии и музыке. Он даже сам писал стихи, которые выражали его сокровенные мысли и чувства, и которые он показывал только близким людям. Своими мыслями о творчестве он делился с писателем Виктором Астафьевым. Художника и писателя связывала между собой длительная переписка и родственные взгляды на природу искусства, ответственность автора перед людьми.
Две большие темы, как две реки, навсегда стали главными в творчестве художника: любовь к природе и любовь к человеку и его труду на родной земле. Во всех его произведениях, видах и жанрах искусства сквозит глубокая мысль о красоте и гармонии, целостном совершенстве окружающей природы, созидательном и бережном отношении к ней со стороны человека. Да и сам человек во всех своих проявлениях также должен стремиться к идеалу. «Однажды, - рассказывал художник, - я вдруг понял, что главное для меня – мать-природа, она главный учитель и друг. Натура настолько разнообразна, настолько богата, что ничего другого не надо, кроме того, чтобы передать изменчивость, непосредственную трепетность природы. Всегда мне хотелось войти в лес, чтобы ничего не нарушить».
Пейзажные произведения художника, представленные на выставке, то трогательно и проникновенно лиричные, то напряженно-драматичные, то эмоционально-динамичные и экспрессивные. Ландшафтные виды мастера очень разнообразны. Диапазон записанных впечатлений и запечатленных состояний природы просто потрясает. Более ранние камерно-проникновенные, внутренне-интимные мотивы переплетаются с более философско-эпическими, напряженными и монументальными мотивами.
Беспокойный и непоседливый в обыденной жизни Наркис Флоринский преображался в работе. В нем тогда просыпался неутомимо-внимательный, терпеливый охотник, зорко исследующий характер сюжета и с предельной концентрацией передающий увиденное.
Мастер городского пейзажа, Флоринский тесно соприкасался с драматургией жизни и новыми событиями, происходившими в городе иTKMY стране. В линогравюре «Новый дом» он контрастно противопоставляет старое и новое, добиваясь необходимого путем показа вечернего освещения потока горящих огней новостройки. Деятельность созидания и человеческие отношения также всегда присутствуют в пейзаже. Таковы повествовательные виды «Рабочие у котла», «Кучерской переулок», «Тихвинский храм. Вечер» и более монументальные – «Дождь. Святые ворота Спасского монастыря», «Реставрация. Углическая башня»; бытовой рисунок «У перевоза, пейзаж с дорогой», «Ненастье в лесу», «Плес» и могучая крепость-форпост «Иван-город», поэтичные «Ростовские звоны» и «Борисоглеб», задумчиво-ретроспективные «Стожки в деревне», празднично-контрастный «Амбар в Мишутино», сказочно-фантастические «Водопад в горах» и «Дорога в лесу», эмоционально-тревожный «Ручей в лесу».
Сухой анализ не передает того удивительного очарования, которые присущи многим шедеврам Н.П.Флоринского. Поразительное разнообразие точек зрения, оригинальность и неповторимость композиций говорят нам о том, что художник по-своему и очень остро видел изменчивый мир. Традиционно работая в реалистической манере, он вместе с тем стремился к большей динамической свободе образов, свойственной художникам-импрессионистам и постимпрессионистам. Пластическое мастерство его росло с каждым десятилетием и открывало перед ним новые перспективы. Особенно это заметно тогда, когда он обращается к образам конкретных людей. «Цыганка» привлекает нас своим живописным колоритом и внутренней страстью, а литография «Макарка» - глубиной внутреннего содержания. Этот блестяще выполненный портрет мальчика на уровне старых мастеров, также как и сюжетные работы «Боярин с сыном», «Старый Ярославль» очень убедительны.
Мастер создал множество превосходных портретных зарисовок, в которых люди показаны крупным планом. Это брутально-лапидарный «Тихон-свинопас», экзотически-острые «На вокзале. Узбек», «Узбек в повозке», красноречиво-молчаливый диалог «Девушка и ослик», монументально-суровый «Дед Егор-косарь», непосредственно-смотрящие «Робертс», «Мальчик у рыбацких сетей», интимный «Семейный портрет», романтичные «Подруги», реалистичные «Чабан», «Путяша». Названные и другие работы показывают зрителям радости и горести человеческих отношений, тяжелый физический труд и зачастую нелегкую долю людей в борьбе за свое существование. Однако сознание полного достоинства и внутренней красоты этих людей и желание наиболее полно показать духовный облик своих героев является самым главным в творчестве Н.П. Флоринского.
Одновременно с графикой Наркис Павлович увлеченно занимается живописью, все чаще, особенно в последние годы, отдавая ей предпочтение. И, хотя местные художники считали его только выдающимся мастером рисунка и графики, неправильным будет недооценивать его великолепные живописные этюды и картины. Своим искусством Н.П. Флоринский доказал скептикам, что талантливый человек может стать универсалом и успешно творить во многих областях.
Его живописные полотна построены крепкой и уверенной рукой отменного рисовальщика, прекрасны по своим свето-тоновым отношениям и приятны по колориту. Колористическое мастерство художника неуклонно возрастает от этюда к этюду. Если в ранних работах «Весна в деревне», «На Сухоне», «Дубы», «Лесной натюрморт», «Солнечный март. Брагино», «Перевоз. Волхов», «Баньки» преобладает свето-тоновая моделировка формы, то, уже начиная с «Индустриального пейзажа» конца 1970-х гг., на первый план выходят поиски мягких и гармоничных цветовых отношений. Постепенно художник приходит к полноценному импрессионизму, создает полную живой игры атмосферу непосредственно увиденного мотива с натуры. «На Волхове», «Старая Ладога», «Вечер», «Протока на Ладоге», «Старые ворота», «Курганы на Волхове», «Натюрморт с рыбой», «Избушка», «Излучина реки» еще сохраняют равновесие лапидарного и живописного, простого и сложного. Однако в картинах «Пейзаж с мостиком», «Голубой апрель», «Лето», «Приветливый жаркий май», «Зимняя тропа», «Весна в деревне», «Грозовой день», «Пасмурный май», «Город Ярославль» главную роль выполняют цветовые отношения.
Неоднократно художник обращался и к сюжетным историко-бытовым картинам на тему старого Ярославля. Наиболее удачной и убедительной, на наш взгляд, является его поэтически одухотворенная картина «Город Ярославль» с большим перевозом и лодками на переднем плане и монументально величавым Спасским монастырем в окружении деревянных избушек на заднем плане. Заслуживает пристального внимания и другое произведение Н.П. Флоринского - панорамное изображение «Старого Ярославля» с неспешно гуляющими по заснеженной центральной улице XIX века прохожими на фоне купеческой застройки и виднеющейся вдали церкви Ильи Пророка. Художником убедительно передается рыхлая атмосфера снежной зимы, украшенная фигурами барышни с детьми, стоящего на углу городового и едущего в санях чиновника. Встречная динамика медленно идущих людей усиливает впечатление провинциальности и патриархальности быта старого города.
Яркое творческое горение, неравнодушное отношение к жизни, стремление приблизиться к своим идеалам, любовно-бережное отношение к природе, трепетная и теплая связь с людьми сделали творчество Н.П. Флоринского незабываемым и подлинно народным. Многие художники, скрывая слабости и творческую несостоятельность, часто стремятся скрыть свое истинное лицо за различными масками, титулами, ярлыками. Не таков Наркис Павлович Флоринский, сумевший наглядно показать, что в творчестве существуют только его величество-искусство и мастер, искренне и вдохновенно сжигающий себя на этой нелегкой, но благодатной, данной свыше стезе. Поэтому творческое наследие художника, рассеянное по многим частным собраниям, коллекциям и музеям, столь же привлекательно и сегодня, спустя 15 лет со дня его безвременного ухода из жизни.
Конечно же, в своем развитии искусство Н.П.Флоринского не было ровным. Как у всех талантливых людей оно переживало подъемы и некоторые спады, но никогда не оставалось в застое. В лучших своих проявлениях простое, понятное и доступное людям оно всегда оставалось на очень высоком уровне, становясь драгоценным украшением, сотканным из правды жизни и образного вдохновения художника.
С течением времени становится все более и более очевидным, что творчество Наркиса Павловича Флоринского стало одной из немногих золотых страниц, навсегда вписанных в летопись ярославского изобразительного искусства второй половины XX в.
К сему остается добавить, что эта статья была написана 31 июля 2009 года - в день рождения Н.П.Флоринского, как дань глубокого уважения к его светлому образу и высокому искусству.
Николай Корсиков
|